Краснокутская Марина Владимировна. Персональный сайт музыкального руководителя «Конфитюр», г. Солнечногорск

Эссе музыкального руководителя «Все мы родом из детства»

Совершенно не выдуманная мною история...

/на конкурс «Педагог года-2017»/

«Все мы родом из детства. Ведь все взрослые сначала были детьми,

ТОЛЬКО МАЛО ТЕХ, КТО ОБ ЭТОМ ПОМНИТ»

Антуан де Сент-Экзюпери

Нашу жизнь можно сравнить с клавишами фортепиано, белые и насыщенно тёмные, наверное, в этом и заключается гармония и в музыке, и в нашей повседневности.

Каков бы ни был мой жизненный путь, сумела из своего детства вынести и сохранить в себе такие качества, как: любознательность, эмоциональность, открытость.

Я выросла в интеллигентной семье врачей. Мой дедушка, Герман Иванович Плессо, был профессором психиатрии и в годы войны был начальником психиатрической службы фронта. Мама, Алла Германовна Плессо, организовала и возглавила службу психиатрии в Солнечногорском районе.

Наверно, я тоже должна была оправдать надежды моих родных.

Но, невольно в выборе моей профессии большую роль сыграла моя мама. Она была главным духовным наставником моей жизни, именно она научила меня мечтать, создавать образы.

Чтение книг в моей семье было традицией. С раннего детства мне читали мне стихи, сказки, а уже в 6 лет я читала довольно бегло сама.

С 5 лет мама водила меня на спектакли Большого театра. Билеты, как и сейчас, были очень дорогие, их было невозможно достать, но мама, была заядлой театралкой, умудрялась доставать их по более низкой цене, на «галерку», это балконы, 5-6-7 ярусы. Но, это никаким образом не могло омрачить нам предвкушение ожидания начала спектакля! 

Я с высоты 6-7 этажного дома любила смотреть на роскошный, тяжелый занавес расшитый золотом в бинокль, на огромнейшую хрустальную люстру, переливающуюся каскадом разноцветных огней, на зрителей, неторопливо рассаживающихся в первых рядах партера.

В руках у мамочки была программка, она знакомила меня с содержанием сказочного представления. Но, к моему удивлению, когда в зале медленно стал гаснуть свет, заиграла волшебная музыка, поднялся занавес…время для меня остановилось. И не верьте тому, кто скажет, что в таком возрасте для восприятия, это недоступно ребенку!                 Я смотрела такие удивительные балетные постановки: «Лебединое озеро»«Щелкунчик»«Спящая красавица»«Жизель» композитора П. И. Чайковского и многие другие. Смотрела и слушала спектакли на одном дыхании! 

             Музыка, костюмы, красота движений меня завораживали и я пыталась всё это донести до своих подружек в группе детского сада

            Спустя многие годы сохранился в памяти тот незабываемый момент, когда по окончании спектакля «Лебединое озеро» на сцену с галерок, с балкона как дождь сыпались букеты цветов под овации зрителей «браво!»«бис!».                 

           И тут на сцену поднялась девочка, чуть старше меня, с пышным букетом цветов. Солистка балета, исполнявшая партии Одетты - Одиллии, из своей пачки выдернула лебединое перышко и осторожно вложила в детскую ладошку

Это оставило у меня такое сильное, незабываемое впечатление! Как мне хотелось быть на ее месте!

Запомнился и такой эпизод. В нашем доме, в Солнечногорске, строго придерживаясь режима, мама укладывала меня спать, а, потом, оставшись вдвоем с соседкой в гостиной комнате пили чай, включив телевизор.

При первых нежных переливов мелодии доносившейся до меня, я тихонько подкравшись к двери, смотрела в большую замочную скважину на небольшой экран телевизора, и любовалась необыкновенным по красоте танцем, не обращая внимание на то, что босиком, в одной пижаме, стояла на холодном дощатом полу. Уже, чуть-чуть позднее, узнала, увиденный когда то мною в детстве танец, это «Лебедь» Сенс-Санс в исполнении самой Майей Плисецкой!

90ea8cec1dbf64a1069ef89c3a917137.jpg

Поэтому в моей работе прослеживаются те нотки моего далекого детства, отзвуки той любви и понимания балетного искусства и это, немного, отражается в постановке моих танцев, в моей работе.

А в школьные годы мне полюбился Музыкальный театр Немировича-Данченко!

Зал был значительно меньше, но по своему своему, уютен. С большим удовольствием прослушала оперы: «Кармен» Бизе, «Аида» Верди, «Снегурочка»«Иоланта»«Пиковая дама» (в Большом) и другие.

В 14 лет я закончила музыкальную школу и мне предложили поработать в небольшом садике на 0,5 ставки в должности музыкального руководителя. Особенно не зная специфики этой работы - согласилась.

Должностную инструкцию музыкального руководителя услышала от маминых знакомых. Это выглядело примерно так: «Мариночка, работа совсем не пыльная! Пришла, помузицировала, с детьми попела, хороводы с ними поводила, пообедала и бегом на автобус! Домой забежала, школьную форму одела, ранец прихватила и бегом на автобус в школу»

На том, моя юность закончилась, слишком рано я попала во взрослую жизнь!

Обучение в образовательной школе совмещала с работой в детском саду. Работала три раза в неделю по 4 часа.

На мои плечи взвалилась огромная ответственность!

Школьные вечера, экскурсии с классом в выходные дни, вечерние посиделки, всего этого я была лишена, т. к., все выходные просматривала подшивки журнала «Дошкольное воспитание», перечитывала предложенные из опыта работы, музыкальных руководителей чужие мне сценарии, но, ни одним не воспользовалась!

Сценарии, досуги для детей старшей и подготовительной группы писала сама, подбирала музыкальный материал, сидела часами за инструментом, разбирая сложные нотные партии классических произведений предложенных программой по слушанию.

Готовилась к своим занятиям особо тщательно, т. к. не будем скрывать, молодой девочке, школьнице 9 класса без опыта работы, без образования, тяжело влиться в женский коллектив. Малейший промах не прощается.

Я поняла, чтобы не краснеть за свою работу, должна со всей серьезностью за нее отвечать.

В те годы (1978-1979) я отчётливо поняла, что только музыкальный театр с раннего детства может раскрыть творческий потенциал ребенка и оказать влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Только он, в дошкольном возрасте объединяет всё многоцветье палитры программы музыкального воспитания: вокал, музыкально - ритмические движения, танцы, детский оркестр, драматизация – на этих основных китах – базируется программа дошкольного воспитания по музыке!

Моим увлечением было подбирать сказки, на основе которых можно написать сценарий и, соответственно, музыкальный материал по теме. Первой моей постановкой в 1978г. был музыкальный спектакль по Корнею Чуковскому «Доктор Айболит». В тот счастливый для меня период прозрения, во мне проснулись композиторские задатки, я сочинила много детских песен, танцевальных композиций и было очевидно, что дети с удовольствием их исполняют.

Мне созвучно то высказывание, случайно услышанное мною: «Задача взрослого – подарить ребенку детство, что бы вспоминая его, он смог туда вернуться со своими детьми».

Моя мама научила меня слышать волшебные звуки огромного мира музыки. Она меня понимала и любила, вдохновляла и верила в меня. Только теперь, спустя много лет, я поняла, что тогда, вместе со мною, она возвращалась в свое детство.

Музыкальный руководитель – это не моя профессия, это мой образ жизни.

Мои дети разные, капризные, упрямые, веселые, скромные, серьезные, но все талантливы по-своему, я их очень люблю и понимаю, что им необходимо мое внимание, забота.

Мое призвание – раскрыть талант ребенка, помочь проникнуть всем сердцем и душой в мир музыки, окунуться в красоту звуков и главное, научить их мечтать.

Воспитание ребенка, любящего и понимающего музыку, занятие не легкое, где необходимы не только знание, систематичность, опыт и профессионализм, но и интуиция.

Я уверена, что хороший музыкальный руководитель должен обладать высокой внутренней (духовной) культурой и главное, умением любить.

Когда дети заходят в музыкальный зал, я вижу радость в их глазах и ожидание какого-то чуда!

В зале мы уносимся в сказочный мир сцены театра, слушаем, поем, импровизируем и в какой то миг, на занятии, меня пронзила мысль, получается и я, вместе со своими воспитанникими возвращаюсь в Свое детство?

Я заметила, что души детей больше настроены на композиторов-мелодистов, им ближе и понятнее музыка Чайковского, Моцарта, Шуберта и таких композиторов не мало в классической музыке. Почему это происходит?

Ребенок изначально рожден с гармоничной душой!

Я искренно верю в то, что у каждого человека в душе есть своя музыка. Если к ней только прикоснуться, она зазвучит…

То, чем я живу и занимаюсь, меня вдохновляет, это помогает мне сохранить молодость, изюминку в душе и свои увлечения.

Я, как и все мои коллеги в нашей профессии, человек очень увлеченный!

И со всею радостью хочу поделиться своим пониманием, знанием.

«В глазах педагога должен гореть огонек, который поможет разжечь костер в душе ребенка!»

М. В. Краснокутская

И хочу закончить свое выступление словами, моего любимого писателя-Антуана де Сент-Экзюпери «Когда мы осмысливаем свою роль на Земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы».

https://youtu.be/gZUhDSRtNus 

367351d048761fb31a907ca9f3996897.jpg



 

1 августа 2018 в 00:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.