Краснокутская Марина Владимировна. Персональный сайт музыкального руководителя «Конфитюр», г. Солнечногорск

Авторская работа в создании танцевальных эскизов.

                                                  Эскизы в танце.

«В глазах педагога должен гореть огонек, который поможет разжечь костер в душе ребенка!»

                                                                                        М.В.  Краснокутская 

ЭСКИЗЫ.

 Музыкально-театрализованная деятельность в дошкольном возрасте объединяет

 все аспекты программы музыкального воспитания: 

вокал, музыкально - ритмические движения, танцы,детский оркестр, драматизация. 

               Благодаря этому разноцветью в палитре искусств, мне удается раскрыть красоту музыкального образа, эмоции.

Особую роль в своей работе с детьми по музыкальному воспитанию отвожу любимому мною направлению, которое оправдывает все ожидания – музыкальные театрализованные этюды – эскизы. Я использую их во всех видах своей творческой музыкальной деятельности!

Вы увидите эти легкие "наброски" в представленных мною фотографиях: <<Лебеди>>, <<У самовар>>, <<Чародей, Одиллия и Принц>>, <<Метель и свечи>> и в других танцах.

Это «особые»танцы, которые я  на  своих  выступлениях представляю как эскиз в танце.("наброски", "зарисовки").

Главным   отличием эскиза является то, что он имеет свою индивидуальную сюжетную ёмкость образа, следовательно,несёт в себе смысловую нагрузку. Без этого вся, казалось уже поэтапно продуманная, построенная и проделанная работа над   композицией, вдруг, рассыпаетсям елкими   осколками,   не оставив  никакого  отклика в душе  у зрителя.

В моих эскизах не прослеживаются частые смены танцевальных движений и выполнение различных комбинаций и построений, не присущи, та динамика и техничность, которая свойственна всем хореографическим танцам.

Но, в них есть одна немаловажная особенность – возможность разбудить и слегка прикоснуться к душе зрителя!

Эти зарисовки будут интересны и доступны детям дошкольного возраста в исполнении, они помогут донести до зрителя всю глубину чувств и ярких не забываемых переживаний созданного образа в танце! 

Это одно из моих направлений, которое помогает не только выявить и раскрыть потенциал ребенка, но является для него, той незримой подсказкой при создании задуманного!

В работе каждого педагога, главными связующими являются: последовательность и систематичность.

Без этих двух базовых составляющих, обольщаться на успешный результат   бессмысленно!

Детей, начиная с младшего возраста, очень увлекает многогранность игр во всех видах музыкальной деятельности, предусмотренной программой музыкального воспитания в ДОУ.

На занятиях стараюсь вовлечь ребят в различные игровые ситуации по заданиям, в которых они стараются проявить своё творчество, свою индивидуальность во всех видах музыкальной деятельности, предусмотренной программой воспитания: пение, музыкально-ритмические движения, танцы, музыкальные игры, детский оркестр!  

Я всеми силами способствую этому!

Тщательно продумываю сценарий, особо трепетно подбираю музыкальный материал, костюмы и их элементы, которые   играют   далеко  не последнюю роль   при   создании  задуманного персонажа.

На музыкальных занятиях отвожу время для обучения детей элементам пантомимы (мимика, жесты,позы, движения).  Это очень помогает при создании своего образа!

В различных эскизах побуждаю детей не стеснятьсяпроявлений своих чувств, эмоций,  не  прятать в себе, а выражать их в мимике,жестах, в позе и т.д.! Особо отмечаю в исполнении естественность и искренность!

Приведу строки  поэта Сергея Есенина «…руки - пара  белых лебедей…»  Представили?  И сразу всё стало ясным и понятным! 

Вот  такими «поющими», трепетными, выразительными  должны быть руки в создании любого  сценического образа,  будь это танец или  драматизация.

И эту работу сдетьми  надо  начинать с младшего  дошкольного  возраста, т.к. дети очень восприимчивы, имеще не присуще чувство отрицания, они искренно верят и доверяют своему педагогу.

Начиная с младшего возраста, делаю акцент на маховые движения рук. В этом мне помогают упражнения и танцы с предметами (цветы, платочки, листочки, султанчики, дождик, снежинки) идр.

Малыши растут и скаждым   годом композиции танца усложняются, добавляются всевозможные новые комбинации движений, и эти дети, уже старшего дошкольного возраста, с небывалой легкостью  исполняют  красивые взмахи  лентами, кружась в вальсена на своём выпускном вечере.

Нисколько несомневаясь в этом, пишу о том, что в нашем  музыкальном  зале «витает муза творчества и вдохновения», конечно,   это очень способствует  творческой  деятельности детей!

Со старшими дошкольниками во время разучивания танцевальных   элементов движений, очень рекомендую использовать в работе образные пояснения.

Использование их в работе приводит к отличному результату!

 Приведу пример.

Знакомство с   танцевальным   элементом  «Припадание».

Во время разучивания с детьми, даю ему образное название «Раненая птица».

Музыкальныйруководитель:

- Ребята! Птица хочет взлететь ввысь, приподнимается, тянется к небу (дети встают на носокправой ноги, коленки выпрямлены, носок левой ноги приподнят над полом), но,лапка  её не совсем  оправилась и наша птица припадает на здоровую лапку (левая нога детей припадает на полусогнутое колено, у правой ноги носокок отрывается от пола, колено полусогнуто). И всё же, она упорно пробует взлететьвновь и вновь…

К своим творческимтанцевально - эскизным композициям, прилагаю фотографии  выступлений детей  МБДОУ № 16  «Медвежонок» г. Химки.

a364f9fc6f649b97fceb6c0ddca2608c.jpg

                                        «У самовара» сл. и муз. Фанни Гордон

                  Танцевальный этюд впервыепредставлен в мюзикле «Муха-цокотуха», исполненный в 1991 году.

Композиция обыгрывает встречуМухи-цокотухи с Комариком, её ожидание Комара, чаепитие и последующее веселье.

«Испанский танец»  музыка П. И. Чайковский

Впервые был исполнен во время постановки-театрализации сказки «Лебединое озеро» в 2010году.

741b9448b5b9392513a54f9113e66ed2.jpg


Юная солистка втанце сумела передать образ самоуверенной, дерзкой, коварной Одилии, ивозможность быть разной, показывая то одну, то другую сторону своего образа.Это особенно подчеркивается, когда Злой волшебник прикрывает и открывает ееплащом, а также в финальной части танца видно торжествующее лицо и позагероини, когда перед ней склонился коленопреклоненный принц.

7fbf5ba9826d36afe8a2a0b0c78de6cc.jpg

                          

  «Королева всех мышей на балу» Р. Паулс

Этот эскиз в танцесоздан в 2008 году во время постановки новогоднего спектакля «Щелкунчик». Вовремя нашего спектакля звучала музыка П.И. Чайковского, но только в этом этюде яобратилась к песне Р. Паулса «Делу время, потехе час», т.к. текст и музыка этойпесни являлись самой удачной подсказкой к передаче образа Мышильды и Придворных. 

c61fc5e917c02841ed2f30b44762852d.jpg

Лучше и не придумаешь! А исполнение танца детьми, говорит само за себя.

Видны артистизмюных артистов, коммуникационные качества, радость совместного выступления,ориентировка в перепостроениях и смене танцевальных движений.

          «Волшебник Севера и чайки»

ad3df55a8ae3619e880fd967d20f4584.jpg

               В танцевальном эскизеиспользовались фонограммы этнического горлового пения малого народа Севера висполнении пения Шаманов и финской народной танцевальной музыки.

Эту яркуюзарисовку я давно вынашивала в своих творческих планах, но такой возможности непредставлялось из-за тематической специфики танца.

Но когда в 2010году обратилась к творчеству Г.-Х. Андерсена «Снежная Королева», этот звёздныйчас настал!

При постановкеэскиза ставила следующие задачи: создание целостного образа Волшебника Севера,его слияние и тесное общение с живой природой, а также передать в танцеосновные этнические движения.

               «Метель и свечи» В. Евзеров

      Эскиз был  создан и исполнен в новогоднем спектакле«Щелкунчик» в  2016 году. Мною были  поставлены  задачи: показать пластичность, воздушность и  красоту

движений, передать сложность различных танцевальных комбинаций, а такжесоздать

сказочный, живой образ   Метели и Свечи.

c146d8c3ede1f5ae7404484093ff2f3a.jpg

В танцевальном эскизе мне хотелось раскрыть всю драматизацию

невозможной дружбы холодной вьюги и хрупкого, маленького огонька свечи.

4e765d30cc563c978649939ced5091aa.jpg

 В финале композиции свеча гаснет.

                            

 

«Лебеди»музыка С. Рахманинова

Задачей этоговоздушного танцевального наброска являлось показать красоту и пластикутанцевальных движений. Особый акцент был сделан на пластичность взмахов рукдетей, передающих создание образа крыльев. Умение использовать в танце элементы  пантомимы, помогающие в создании образа:мимика лица, выражение глаз, наклон головы, взмах рук, принятие красивых поз.

de55b59aa4d763593731cdf380f46365.jpg

 Красота эскиза в танце «Лебеди» должнаполностью соответствовать образу и звучанию прекрасной       музыкиС. Рахманинова.

ba952f83c4e64c5fd56b1c0675aea448.jpg

      Принимая участие на праздниках, в конкурсах, в концертах, нашим детямдаётся прекрасная возможность   осуществитьсвою  мечту,    почувствовать себя АРТИСТОМ на сцене иглавное, получить радость и удовлетворение от своего выступления!

И в заключении, яхочу поделиться с Вами самым главным и сокровенным для меня!

Мною уже давнобыло замечено, что душа ребёнка больше настроена на композиторов - мелодистов,ему ближе и понятнее музыка Чайковского, Моцарта, Шуберта и таких композиторовнемало в классической музыке. Почему это происходит?

Это объясняетсяочень просто!

Ребенок изначально рожден с гармоничной душой!

Поэтому для детейдошкольного возраста должны звучать только самые лучшие и прекрасные   музыкальные произведения!

Это и побудит телонаших юных артистов откликнуться, снять некоторую зажатость, раскрепоститься и«зазвучать» в танцевальных движениях, проявляя себя и в легком наклоне головы,и в необыкновенной, воздушной пластике рук.

Во время своихвыступлений мои воспитанники так естественны и гармоничны!  

В такие минуты меня переполняют чувстварадости, какой-то, небывалой окрылённости  в душе , а главное,гордости за них.

К этому результату мы пришли вместе!

                                                                                                                                           М.В. Краснокутская         

Музыкальныйруководитель, г.Химки, МБДОУ №16 «Медвежонок»

                                             

 

18 августа 2018 в 03:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.