Краснокутская Марина Владимировна. Персональный сайт музыкального руководителя «Конфитюр», г. Солнечногорск
Авторская работа в создании танцевальных эскизов.Эскизы в танце.«В глазах педагога должен гореть огонек, который поможет разжечь костер в душе ребенка!»
М.В. Краснокутская ЭСКИЗЫ. Музыкально-театрализованная деятельность в дошкольном возрасте объединяет все аспекты программы музыкального воспитания: вокал, музыкально - ритмические движения, танцы,детский оркестр, драматизация. Благодаря этому разноцветью в палитре искусств, мне удается раскрыть красоту музыкального образа, эмоции. Особую роль в своей работе с детьми по музыкальному воспитанию отвожу любимому мною направлению, которое оправдывает все ожидания – музыкальные театрализованные этюды – эскизы. Я использую их во всех видах своей творческой музыкальной деятельности! Вы увидите эти легкие "наброски" в представленных мною фотографиях: <<Лебеди>>, <<У самовар>>, <<Чародей, Одиллия и Принц>>, <<Метель и свечи>> и в других танцах. Это «особые»танцы, которые я на своих выступлениях представляю как эскиз в танце.("наброски", "зарисовки"). Главным отличием эскиза является то, что он имеет свою индивидуальную сюжетную ёмкость образа, следовательно,несёт в себе смысловую нагрузку. Без этого вся, казалось уже поэтапно продуманная, построенная и проделанная работа над композицией, вдруг, рассыпаетсям елкими осколками, не оставив никакого отклика в душе у зрителя. В моих эскизах не прослеживаются частые смены танцевальных движений и выполнение различных комбинаций и построений, не присущи, та динамика и техничность, которая свойственна всем хореографическим танцам. Но, в них есть одна немаловажная особенность – возможность разбудить и слегка прикоснуться к душе зрителя! Эти зарисовки будут интересны и доступны детям дошкольного возраста в исполнении, они помогут донести до зрителя всю глубину чувств и ярких не забываемых переживаний созданного образа в танце! Это одно из моих направлений, которое помогает не только выявить и раскрыть потенциал ребенка, но является для него, той незримой подсказкой при создании задуманного! В работе каждого педагога, главными связующими являются: последовательность и систематичность. Без этих двух базовых составляющих, обольщаться на успешный результат бессмысленно! Детей, начиная с младшего возраста, очень увлекает многогранность игр во всех видах музыкальной деятельности, предусмотренной программой музыкального воспитания в ДОУ. На занятиях стараюсь вовлечь ребят в различные игровые ситуации по заданиям, в которых они стараются проявить своё творчество, свою индивидуальность во всех видах музыкальной деятельности, предусмотренной программой воспитания: пение, музыкально-ритмические движения, танцы, музыкальные игры, детский оркестр! Я всеми силами способствую этому! Тщательно продумываю сценарий, особо трепетно подбираю музыкальный материал, костюмы и их элементы, которые играют далеко не последнюю роль при создании задуманного персонажа. На музыкальных занятиях отвожу время для обучения детей элементам пантомимы (мимика, жесты,позы, движения). Это очень помогает при создании своего образа! В различных эскизах побуждаю детей не стеснятьсяпроявлений своих чувств, эмоций, не прятать в себе, а выражать их в мимике,жестах, в позе и т.д.! Особо отмечаю в исполнении естественность и искренность! Приведу строки поэта Сергея Есенина «…руки - пара белых лебедей…» Представили? И сразу всё стало ясным и понятным! Вот такими «поющими», трепетными, выразительными должны быть руки в создании любого сценического образа, будь это танец или драматизация. И эту работу сдетьми надо начинать с младшего дошкольного возраста, т.к. дети очень восприимчивы, имеще не присуще чувство отрицания, они искренно верят и доверяют своему педагогу. Начиная с младшего возраста, делаю акцент на маховые движения рук. В этом мне помогают упражнения и танцы с предметами (цветы, платочки, листочки, султанчики, дождик, снежинки) идр. Малыши растут и скаждым годом композиции танца усложняются, добавляются всевозможные новые комбинации движений, и эти дети, уже старшего дошкольного возраста, с небывалой легкостью исполняют красивые взмахи лентами, кружась в вальсена на своём выпускном вечере. Нисколько несомневаясь в этом, пишу о том, что в нашем музыкальном зале «витает муза творчества и вдохновения», конечно, это очень способствует творческой деятельности детей! Со старшими дошкольниками во время разучивания танцевальных элементов движений, очень рекомендую использовать в работе образные пояснения. Использование их в работе приводит к отличному результату! Приведу пример. Знакомство с танцевальным элементом «Припадание». Во время разучивания с детьми, даю ему образное название «Раненая птица». Музыкальныйруководитель: - Ребята! Птица хочет взлететь ввысь, приподнимается, тянется к небу (дети встают на носокправой ноги, коленки выпрямлены, носок левой ноги приподнят над полом), но,лапка её не совсем оправилась и наша птица припадает на здоровую лапку (левая нога детей припадает на полусогнутое колено, у правой ноги носокок отрывается от пола, колено полусогнуто). И всё же, она упорно пробует взлететьвновь и вновь… К своим творческимтанцевально - эскизным композициям, прилагаю фотографии выступлений детей МБДОУ № 16 «Медвежонок» г. Химки. «У самовара» сл. и муз. Фанни Гордон Танцевальный этюд впервыепредставлен в мюзикле «Муха-цокотуха», исполненный в 1991 году. Композиция обыгрывает встречуМухи-цокотухи с Комариком, её ожидание Комара, чаепитие и последующее веселье. «Испанский танец» музыка П. И. Чайковский Впервые был исполнен во время постановки-театрализации сказки «Лебединое озеро» в 2010году.
Юная солистка втанце сумела передать образ самоуверенной, дерзкой, коварной Одилии, ивозможность быть разной, показывая то одну, то другую сторону своего образа.Это особенно подчеркивается, когда Злой волшебник прикрывает и открывает ееплащом, а также в финальной части танца видно торжествующее лицо и позагероини, когда перед ней склонился коленопреклоненный принц. «Королева всех мышей на балу» Р. Паулс Этот эскиз в танцесоздан в 2008 году во время постановки новогоднего спектакля «Щелкунчик». Вовремя нашего спектакля звучала музыка П.И. Чайковского, но только в этом этюде яобратилась к песне Р. Паулса «Делу время, потехе час», т.к. текст и музыка этойпесни являлись самой удачной подсказкой к передаче образа Мышильды и Придворных. Лучше и не придумаешь! А исполнение танца детьми, говорит само за себя. Видны артистизмюных артистов, коммуникационные качества, радость совместного выступления,ориентировка в перепостроениях и смене танцевальных движений. «Волшебник Севера и чайки» В танцевальном эскизеиспользовались фонограммы этнического горлового пения малого народа Севера висполнении пения Шаманов и финской народной танцевальной музыки. Эту яркуюзарисовку я давно вынашивала в своих творческих планах, но такой возможности непредставлялось из-за тематической специфики танца. Но когда в 2010году обратилась к творчеству Г.-Х. Андерсена «Снежная Королева», этот звёздныйчас настал! При постановкеэскиза ставила следующие задачи: создание целостного образа Волшебника Севера,его слияние и тесное общение с живой природой, а также передать в танцеосновные этнические движения. «Метель и свечи» В. Евзеров Эскиз был создан и исполнен в новогоднем спектакле«Щелкунчик» в 2016 году. Мною были поставлены задачи: показать пластичность, воздушность и красоту движений, передать сложность различных танцевальных комбинаций, а такжесоздать сказочный, живой образ Метели и Свечи. В танцевальном эскизе мне хотелось раскрыть всю драматизацию невозможной дружбы холодной вьюги и хрупкого, маленького огонька свечи. В финале композиции свеча гаснет.
«Лебеди»музыка С. Рахманинова Задачей этоговоздушного танцевального наброска являлось показать красоту и пластикутанцевальных движений. Особый акцент был сделан на пластичность взмахов рукдетей, передающих создание образа крыльев. Умение использовать в танце элементы пантомимы, помогающие в создании образа:мимика лица, выражение глаз, наклон головы, взмах рук, принятие красивых поз. Красота эскиза в танце «Лебеди» должнаполностью соответствовать образу и звучанию прекрасной музыкиС. Рахманинова. Принимая участие на праздниках, в конкурсах, в концертах, нашим детямдаётся прекрасная возможность осуществитьсвою мечту, почувствовать себя АРТИСТОМ на сцене иглавное, получить радость и удовлетворение от своего выступления! И в заключении, яхочу поделиться с Вами самым главным и сокровенным для меня! Мною уже давнобыло замечено, что душа ребёнка больше настроена на композиторов - мелодистов,ему ближе и понятнее музыка Чайковского, Моцарта, Шуберта и таких композиторовнемало в классической музыке. Почему это происходит? Это объясняетсяочень просто! Ребенок изначально рожден с гармоничной душой!
Поэтому для детейдошкольного возраста должны звучать только самые лучшие и прекрасные музыкальные произведения! Это и побудит телонаших юных артистов откликнуться, снять некоторую зажатость, раскрепоститься и«зазвучать» в танцевальных движениях, проявляя себя и в легком наклоне головы,и в необыкновенной, воздушной пластике рук. Во время своихвыступлений мои воспитанники так естественны и гармоничны! В такие минуты меня переполняют чувстварадости, какой-то, небывалой окрылённости в душе , а главное,гордости за них. К этому результату мы пришли вместе! М.В. Краснокутская Музыкальныйруководитель, г.Химки, МБДОУ №16 «Медвежонок»
18 августа 2018 в 03:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.